О возможностях логистического модуля РИК и механизма калькуляций транспортных расходов.
06.05.2019 12:54:47Начиная с фундаментальных советских систем ценообразования в строительстве через непростые 90-е годы и по сей день Ресурсно-Индексное Калькулирование (аббревиатура «РИК») является не только функциональным инструментом сметчика-строителя по автоматизации выпуска сметной документации, но и вот уже почти треть века служит незаменимым средством расчета сметных цен, расценок и формирования национальных, территориальных, отраслевых, фирменных сметно-нормативных баз как для многочисленных региональных центров Российской Федерации, так и для государств – бывших советских республик.
Еще в советские годы, при работе с базой ЕРЕР-84 возникала необходимость определения транспортных затрат, когда для формирования сметной стоимости материалов, изделий и конструкций к ценам из прейскурантов было необходимо добавлять затраты на их перевозку, перевалку и т.д. При составлении калькуляций транспортных расходов, которые учитывали удаленность поставщиков от объекта строительства (реконструкции, ремонта), достигалась более высокая точность расчета сметной стоимости.
Эта проблема актуальна и сейчас, особенно на объектах линейного строительства (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.). Например, для инертных материалов транспортные затраты составляют существенную долю в сметной цене, которая увеличивается по мере роста расстояния доставки.
В настоящее время Минстрой РФ в соответствии с поручениями Президента следует вектору внедрения ресурсного метода определения сметной стоимости строительства. Для осуществления мониторинга цен строительных ресурсов в масштабах всей страны создана федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), которая должна наполняться средневзвешенными отпускными ценами стройматериалов по субъектам Российской Федерации. Согласно действующей методике (Приложение к приказу Минстроя РФ от 08 февраля 2017 г. № 77/пр) при составлении сметной документации затраты на материальные ресурсы определяются на основании:
Еще в советские годы, при работе с базой ЕРЕР-84 возникала необходимость определения транспортных затрат, когда для формирования сметной стоимости материалов, изделий и конструкций к ценам из прейскурантов было необходимо добавлять затраты на их перевозку, перевалку и т.д. При составлении калькуляций транспортных расходов, которые учитывали удаленность поставщиков от объекта строительства (реконструкции, ремонта), достигалась более высокая точность расчета сметной стоимости.
Эта проблема актуальна и сейчас, особенно на объектах линейного строительства (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.). Например, для инертных материалов транспортные затраты составляют существенную долю в сметной цене, которая увеличивается по мере роста расстояния доставки.
В настоящее время Минстрой РФ в соответствии с поручениями Президента следует вектору внедрения ресурсного метода определения сметной стоимости строительства. Для осуществления мониторинга цен строительных ресурсов в масштабах всей страны создана федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), которая должна наполняться средневзвешенными отпускными ценами стройматериалов по субъектам Российской Федерации. Согласно действующей методике (Приложение к приказу Минстроя РФ от 08 февраля 2017 г. № 77/пр) при составлении сметной документации затраты на материальные ресурсы определяются на основании:
- сметных цен строительных ресурсов (из ФГИС ЦС);
- заготовительно-складских расходов;
- цен услуг на перевозку грузов для строительства.
Таким образом, если раньше (до 2017 года) публикуемые в федеральных сборниках сметные цены включали в себя в том числе затраты на перевозку (учитывающие, как правило, 30 км) и заготовительно-складские расходы, с выходом новых методик сметчик должен самостоятельно определять транспортную составляющую по фактическим расстояниям. Для этого по каждому материалу необходимо находить двух ближайших к месту расположения объекта строительства (реконструкции, ремонта) производителя (поставщика) с целью формирования экономически эффективных маршрутов перевозки грузов для строительства. При этом критерием экономической эффективности является минимизация затрат на перевозку. В связи с огромным количеством ресурсов на уровне объекта в целом (сводная ресурсная ведомость), реализация такой методики слишком трудоемка для сметчиков. Целесообразным решением данного вопроса становится применение современных технологий для автоматизации расчета цен услуг на перевозку грузов для строительства, которые реализованы в программном комплексе РИК.
При наличие общего справочника поставщиков материалов, изделий, конструкции и оборудования, содержащего адреса их складов (точек отгрузки), процесс выбора ближайших из них с определением расстояний до приобъектного склада объекта строительства (реконструкции или ремонта) может быть автоматизирован с помощью логистического модуля РИК, который может использовать как общедоступные картографические службы, такие как Google или Яндекс.Карты, так и собственные разработки.
При наличие общего справочника поставщиков материалов, изделий, конструкции и оборудования, содержащего адреса их складов (точек отгрузки), процесс выбора ближайших из них с определением расстояний до приобъектного склада объекта строительства (реконструкции или ремонта) может быть автоматизирован с помощью логистического модуля РИК, который может использовать как общедоступные картографические службы, такие как Google или Яндекс.Карты, так и собственные разработки.
Логистичесий модуль РИК на основе карт Google.
Необходимость собственной картографии обусловлена тем, что общедоступные сервисы умеют прокладывать маршруты исключительно для легкового автомобильного транспорта и не учитывают такие важные параметры перевозок грузов для строительства, как весенние ограничения нагрузки на ось грузового автомобиля, сезонность эксплуатации отдельных участков дорог и их категории, грузоподъемность мостов, высоту тоннелей и т.д.
Необходимость собственной картографии обусловлена тем, что общедоступные сервисы умеют прокладывать маршруты исключительно для легкового автомобильного транспорта и не учитывают такие важные параметры перевозок грузов для строительства, как весенние ограничения нагрузки на ось грузового автомобиля, сезонность эксплуатации отдельных участков дорог и их категории, грузоподъемность мостов, высоту тоннелей и т.д.
Кроме того, кратчайший путь от поставщика до приобъектного склада не всегда является оптимальным с точки зрения минимизации транспортных затрат. Логистический модуль РИК просчитывает множество маршрутов от внесенных в базу поставщиков до объекта строительства (реконструкции, ремонта) и определяет наименее затратный среди них, в том числе с возможностью использования различных видов транспорта. При отсутствии какого-либо поставщика в базе, система позволяет пользователю самостоятельно найти его поиском/указать на карте или задать геолокационные данные напрямую и добавить в пользовательский справочник. Помимо этого, для обеспечения автоматизации транспортных расчетов для вновь введенного поставщика потребуется задать перечень производимой им строительной продукции, т.е. обеспечить связь с классификаторами строительных ресурсов или ценниками сметно-нормативной базы.
Логистический модуль РИК способен определять наиболее экономически эффективные маршруты в том числе и на больших расстояниях, учитывая в транспортной схеме железнодорожный транспорт. В этом случае перевозки чаще всего становятся мультимодальными, программа формирует в калькуляциях транспортных расходов перевалочные точки и позволяет автоматически добавлять затраты на погрузо-разгрузочные работы.
Подобный механизм расчета транспортных расходов по фактической удаленности поставщиков от мест сосредоточения объектов строительства может быть востребован центрами по ценообразованию в строительстве вместо устаревших подходов, таких как единое для всех материалов усредненное расстояние перевозки или учет зональных сметных цен с помощью коэффициентов пересчета относительно базового района. Логистический модуль РИК может быть легко интегрирован для этих целей в программу мониторинга цен строительных ресурсов.
В свою очередь, ключевым аспектом мониторинга является правильность определения текущих рыночных цен строительных ресурсов, которая зависит не только от более точного расчета транспортной составляющей, но и в большей степени от количества и качества источников информации по отпускным ценам. В век информационных технологий одним из самых обширных источников такой информации выступает глобальная сеть Интернет, на просторах которой многие поставщики размещают ценовые данные по реализуемой ими строительной продукции. Однако «ручной» мониторинг информации в Интернете, скачивание или запрос у поставщиков прайс-листов являются очень трудоемкими задачами, требующими обширного штата сотрудников и не исключающими человеческий фактор.
Целесообразным методом получения таких данных является использование автоматизированной системы, позволяющей в реальном времени или с заданными интервалами производить парсинг источников цен – сайтов и порталов поставщиков и производителей строительной продукции в сети Интернет.
Использование подобной системы позволяет производить мониторинг широкого перечня источников информации с минимальным участием человеческих ресурсов и представлять их в структурированном виде, что кратно увеличивает объемы информации и, в свою очередь, позволяет повысить достоверность данных о текущих ценах строительных ресурсов.
Новый подход к расчету текущих цен с применением парсинговых систем в перспективе может простимулировать формирование новых оперативных механизмов обмена ценовой информации между поставщиками и конечными потребителями строительной продукции.
На данный момент парсинговая система РИК введена в опытную эксплуатацию и активно дорабатывается с учетом всего многообразия возможных вариаций получения ценовой информации с порталов поставщиков. Реализован функционал получения, хранения и структуризации данных в части: наименования, текущей цены, единицы измерения, поставщика и ссылки на первоисточник. Система может запускать скрипты по расписанию и работает таким образом, чтобы не быть заблокированной в результате большого количества запросов. Система разработана в серверном варианте, что позволяет получать доступ к ней из любого места путем использования обычного веб-браузера.
Логистический модуль РИК способен определять наиболее экономически эффективные маршруты в том числе и на больших расстояниях, учитывая в транспортной схеме железнодорожный транспорт. В этом случае перевозки чаще всего становятся мультимодальными, программа формирует в калькуляциях транспортных расходов перевалочные точки и позволяет автоматически добавлять затраты на погрузо-разгрузочные работы.
Подобный механизм расчета транспортных расходов по фактической удаленности поставщиков от мест сосредоточения объектов строительства может быть востребован центрами по ценообразованию в строительстве вместо устаревших подходов, таких как единое для всех материалов усредненное расстояние перевозки или учет зональных сметных цен с помощью коэффициентов пересчета относительно базового района. Логистический модуль РИК может быть легко интегрирован для этих целей в программу мониторинга цен строительных ресурсов.
В свою очередь, ключевым аспектом мониторинга является правильность определения текущих рыночных цен строительных ресурсов, которая зависит не только от более точного расчета транспортной составляющей, но и в большей степени от количества и качества источников информации по отпускным ценам. В век информационных технологий одним из самых обширных источников такой информации выступает глобальная сеть Интернет, на просторах которой многие поставщики размещают ценовые данные по реализуемой ими строительной продукции. Однако «ручной» мониторинг информации в Интернете, скачивание или запрос у поставщиков прайс-листов являются очень трудоемкими задачами, требующими обширного штата сотрудников и не исключающими человеческий фактор.
Целесообразным методом получения таких данных является использование автоматизированной системы, позволяющей в реальном времени или с заданными интервалами производить парсинг источников цен – сайтов и порталов поставщиков и производителей строительной продукции в сети Интернет.
Использование подобной системы позволяет производить мониторинг широкого перечня источников информации с минимальным участием человеческих ресурсов и представлять их в структурированном виде, что кратно увеличивает объемы информации и, в свою очередь, позволяет повысить достоверность данных о текущих ценах строительных ресурсов.
Новый подход к расчету текущих цен с применением парсинговых систем в перспективе может простимулировать формирование новых оперативных механизмов обмена ценовой информации между поставщиками и конечными потребителями строительной продукции.
На данный момент парсинговая система РИК введена в опытную эксплуатацию и активно дорабатывается с учетом всего многообразия возможных вариаций получения ценовой информации с порталов поставщиков. Реализован функционал получения, хранения и структуризации данных в части: наименования, текущей цены, единицы измерения, поставщика и ссылки на первоисточник. Система может запускать скрипты по расписанию и работает таким образом, чтобы не быть заблокированной в результате большого количества запросов. Система разработана в серверном варианте, что позволяет получать доступ к ней из любого места путем использования обычного веб-браузера.
Богословский Максим Николаевич
Руководитель отдела ценообразования и
сметного нормирования ООО «ИНАС+»
сметного нормирования ООО «ИНАС+»